Обзоры
Версия для печати

Отношения бизнеса и общества: статистика

По данным ВЦИОМ, основные «проблемные зоны» делового климата в России связаны сегодня с противоречивым характером коммуникаций между бизнесом и внешней средой — обществом и  властью. Представляем некоторые результаты социологических исследований на эту тему.

 

По мнению опрошенных представителей бизнес-сообщества, отношение к предпринимателям со стороны населения можно оценить как «среднее», с некоторым преобладанием негатива.

 

О ПРИЧИНАХ НЕГАТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ

 

Эту неприязнь они объясняют, прежде всего, большим разрывом в уровне жизни различных слоёв населения (64%). Велико число тех, кто настроен самокритично, полагая, что бизнес сам провоцирует негативное отношение к себе незаконным приобретением собственности в ходе приватизации, склонностью к коррупционным действиям, уклонением от уплаты налогов и т.д. (35–37%). С другой стороны, по мнению предпринимателей, часто граждане чернят бизнес из-за банальной зависти и неосведомлённости (47% и 28% соответственно).

 

Во многом отношение общества к бизнесу определяется его «плохой наследственностью», связанной с приватизацией собственности в период 90-х и укоренённостью в общественном сознании мнения, что все большие состояния в России нажиты нечестным путём. Причём разделяют это мнение не только простые граждане (72%), но и сами предприниматели (56%), в том числе владельцы и руководители крупных компаний.

 

О СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

К настоящему времени реальные показатели социальной ответственности бизнеса скорее невелики (63% опрошенных оценивают ее уровень со знаком «–» и только 8% со знаком «+»), однако стремление изменить ситуацию к лучшему налицо. Во всяком случае, в бизнес-сообществе утвердилось мнение, что даже если высокие доходы являются результатами усилий отдельных людей, ими все равно следует делиться с обществом (50% против 31%).

 

Впрочем, установки большинства предпринимателей свидетельствуют, что суть социальной ответственности понимается ими как добросовестное выполнение своих прямых обязанностей перед работниками и государством, а не принятие на себя бремени решения социальных проблем страны и регионов (60% против 39%). Исходя из этой принципиальной ориентации, наиболее важными направлениями социальной деятельности бизнес считает создание новых рабочих мест, предоставление дополнительных социальных гарантий работникам своих предприятий, организацию повышения квалификации и переобучения работников, в то время как население всё же чаще ждёт от бизнеса денежной и материальной помощи представителям социально-уязвимых групп и решения социальных проблем регионов — ремонта и строительства дорог, решения проблем водо- и энергоснабжения и т.д.

 

По материалам аналитики ВЦИОМ

Другие материалы:
КОММЕНТАРИЕВ: 0

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ