Обзоры
Версия для печати

Отношения бизнеса и власти: статистика

По данным ВЦИОМ, основные «проблемные зоны» делового климата в России связаны сегодня с противоречивым характером коммуникаций между бизнесом и внешней средой – обществом и  властью. Представляем некоторые результаты социологических исследований на эту тему.

Несмотря на сложности, которые существуют сегодня во взаимоотношениях бизнеса с обществом, гораздо большие проблемы, ухудшающие состояние делового климата, связаны с характером отношений бизнеса с государством.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Мнения предпринимателей о государственной экономической политике весьма противоречивы: от крайне негативных до сугубо позитивных. Причём некоторый перевес всё же имеют критические суждения. Наиболее критичны предприниматели в оценках направленности экономической политики: предприниматели склонны думать, что экономическая политика осуществляется не в интересах бизнеса в целом, а в интересах отдельных бизнес-групп (46% против 25%). Скорее отрицательно оценивается также гибкость экономической политики, соответствие практических мер заявленным установкам, действенность, последовательность и то, насколько государство предоставляет бизнесу необходимую свободу действий и не мешает его развитию.

ОЖИДАНИЯ БИЗНЕСА

Не имея единого мнения в отношении экономической политики государства, предприниматели, однако, сходятся в уверенности, что власть потребительски относится к бизнесу, видит в нем лишь «тугой кошелёк» (55%), и не считает его силой, обладающей серьёзным экономическим и политическим потенциалом. Только 8-15% полагают, что власть относится к бизнесу как к локомотиву развития экономики и общества, или конкуренту в борьбе за влияние в обществе, или равноправному партнеру.

При этом самому бизнесу от власти нужны сегодня не опека и преференции, а чёткие и строго соблюдаемые «правила игры», которые позволяли бы ему работать эффективно и на законных основаниях (64%). Это требование буквально вытесняет все другие — создание инфраструктуры для бизнеса, поддержку приоритетных предприятий и секторов, регулирование доступа на российские рынки иностранных производителей (8-26%).

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Повсеместно отмечается недостаточный уровень развития законодательной базы предпринимательства (59%). Несмотря на усилия власти по совершенствованию законодательного регламента предпринимательства, до сих пор главным ориентиром для владельцев и руководителей компаний остаются «правила игры», принятые в бизнес-сообществе (52%), а не буква закона (36%). Скептическое отношение к закону подкрепляется распространенным в обществе мнением, что честный бизнес в современной России невозможен. Причем разделяют его не только предприниматели (58%), но в еще большей степени — простые граждане (68%).

КОРРУПЦИЯ

По мнению предпринимателей, главный очаг коррупции — правоохранительные органы (43%). Лишь немногим отстают от них местные органы власти (39%) и территориальные подразделения таких федеральных ведомств, как налоговая инспекция, ФАС, СЭС, пожарная инспекция и т.д. (33%). Региональные органы власти в числе наиболее коррумпированных инстанций назывались заметно реже, чем местные (20% и 39%, соответственно), а федеральные органы исполнительной и законодательной власти фигурируют в рейтинге очагов коррупции еще реже — 11% и 5%, соответственно.

Постепенно коррупционная составляющая вытесняется законной альтернативой — использованием легальных механизмов взаимодействия, таких как лоббизм, участие в политической жизни страны через выборы, финансирование партий и т.д. Именно в пользу этих механизмов уже сегодня склоняется выбор бизнес-сообщества: их считают наиболее эффективными 47% опрошенных против 34%, отдающих предпочтение нелегальным способам.

ВЛИЯНИЕ

И все же, несмотря на попытки перевести свои отношения с властью в плоскость закона, российские предприниматели тяготеют к личным контактам с представителями власти. Именно лоббизм, не противоречащий законодательству, привлекает наибольшее число предпринимателей, которые готовы к исключительно легальным отношениям с властью — об этом заявили 70% опрошенных. Готовность к действиям, предполагающим коллективные организованные формы, среди предпринимателей существенно ниже (не более 26%).

По материалам аналитики ВЦИОМ

Другие материалы:
КОММЕНТАРИЕВ: 0

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ