Интервью
Версия для печати

Бизнес вместо диссертации: Как делать деньги на клещах-убийцах?

На сегодняшний день очень много говорится о поддержке молодых предпринимателей и инноваторов, и не только говорится, но и делается для этого тоже многое. О том, чем инициативной молодёжи могут помочь в ВГУ, в чём заключаются её основные ошибки на пути к успеху и насколько оправданно менять диссертацию на бизнес, рассказывает Алексей Сухочев — бывший директор управления инноваций и предпринимательства ВГУ и действующий директор БУ «Центр кластерного развития Воронежской области».

— Вы работали с молодёжными инновационными проектами, возглавляя управление инноваций и предпринимательства ВГУ. Расскажите коротко о мерах поддержки, которая оказывалась в рамках работы управления.

— Она довольно обширная и затрагивает практически все аспекты инновационного бизнеса: анализ коммерческого потенциала разработки и выбор стратегии её коммерциализации, выбор оптимальной схемы защиты интеллектуальной собственности и подготовка заявок на получение охранных документов, поиск и привлечение финансирования, подготовка бизнес-плана и т.д. Также вели обучение в сфере инновационного предпринимательства, управления проектами, финансовой грамотности и т.д. Устраивали тренинги и мастер-классы, проводили деловые игры, которые пользовались большой популярностью и помогали приобрести ценный предпринимательский опыт.

— Что можете сказать о молодых воронежцах, с которыми приходилось работать, и их инициативах? Есть ли у молодой бизнес-среды Воронежа свои особенности?

— Инициативы довольно разнообразные, что лишний раз доказывает, что у Воронежа большой потенциал. Это биотехнологии, электроника, экология и ресурсосбережение, информационные технологии и новые материалы. Я в основном работал с молодыми учеными, и у них есть одна общая черта: они слишком «учёные», а для того, чтобы продвигать инновации, необходима оперативность и дерзость. Зачастую наши разработчики слишком обстоятельно подходят к началу своего дела, все время стараясь провести дополнительные исследования и усовершенствовать свой продукт, в результате тратя драгоценное время и упуская рынок. В штатах молодые предприниматели, как правило, вначале «прыгают, а потом смотрят», изначально понимая, что ошибки — неотъемлемая часть бизнеса. Извлекают уроки, начинают сначала, и за счёт большого количества таких «итераций» быстрее достигают успеха. Другая негативная черта наших инноваторов — боязнь развивать коммуникации с бизнес-средой и делиться информацией, в том числе о своих идеях и разработках. Зачастую народ не понимает, что перед тобой может сейчас сидеть твой инвестор или партнёр. В современных условиях умение генерировать новые знания отходит на второй план, куда важнее умение выстраивать коммуникацию и иметь доступ к сети контактов.

— Каков был процент действительно перспективных университетских проектов по отношению к откровенно утопичным, например?

— Статистика такая же, как и во всём мире: из десяти половина провальных, два выходят на безубыточность, два имеют потенциал равномерного роста, и только одна звезда. Хотя и это не всегда работает. Бывает так, что хорошие проекты проваливаются из-за плохой команды. Именно поэтому инвесторы вкладывают не в проекты, а в людей.

— Насколько эффективно работает бизнес-инкубатор ВГУ, создававшийся при вашем участии?

— На момент моего ухода из ВГУ на нашем счету была 21 университетская малая инновационная компания и около пяти компаний, созданных при участии учёных ВГУ; примерно 150 высокотехнологичных рабочих мест, 90% которых — для сотрудников или студентов университета; суммарный оборот этих компаний в 2012 году превысил 75 млн. рублей. Принимая во внимание, что это компании инновационного профиля, где работает меньше 15 человек, считаю, что это неплохо.

— Расскажите об одном из проектов, успешно реализованных на ваших глазах.

— В ВГУ была группа, которая занималась физиологией насекомых. Общаясь в своей среде, они узнали про одну интересную проблемку. Для опыления огурцов и помидоров в теплицах зачастую используют шмелей. Но шмели часто болеют, а когда они не участвуют в процессе опыления, их надо чем-то кормить. Позже ребятам стал известен другой зарубежный опыт, который их заинтересовал. Например, за границей во многих тепличных хозяйствах для борьбы с вредителями используют специальных клещей-убийц, которые, в отличие от химикатов, абсолютно безвредны для человека и растения. Изучив совместно с сотрудниками Центра коммерциализации технологий ВГУ рынок и поняв, что число тепличных хозяйств постоянно растет, наши молодые учёные увидели для себя возможность практической реализации своего интеллектуального потенциала. Они прошли обучение по нашей программе, успешно приняли участие в нескольких конкурсах. Собранных призовых средств и грантов хватило на запуск предприятия. Сейчас это резиденты технопарка ВГУ, по некоторым направлениям они уже оказывают услуги, по некоторым есть готовые прототипы и продукты. Впереди — стадия выхода на рынок, рост и необходимость привлекать более серьёзные средства на организацию более крупного производства.

— В чём же заключался секрет их успеха?

— Через меня проходило много разработок и команд. Одна из них, например, недавно стала резидентом Сколково, были и те, которых звали в Силиконовую долину. Но случай, о котором я рассказал выше, интересен тем, что это был старт довольно сложного и рискованного биотехнологического проекта практически с нуля. Вначале это были чистой воды учёные, которые предпочли докторской диссертации собственный бизнес. Теперь это сильная команда, где каждый знает свою роль и сферу ответственности. И пусть их проект пока не достиг больших высот, но он имеет на это все шансы.

— То есть главное требование — не бояться и пробовать, верно?

— Именно. Когда на наших мастер-классах выступали успешные воронежские предприниматели, было интересно наблюдать за реакцией слушателей. Им важно было понять, что перед ними стоит человек, который в свои 20-25 лет так же сидел в аудитории и изучал химию или физику, а теперь является владельцем своего собственного бизнеса. Несмотря на то, что предпринимательство не для всех, я считаю, что каждый человек должен попробовать себя в этой сфере и решить, быть ему наёмным работником или самому создавать новые продукты и рабочие места.

КОММЕНТАРИЕВ: 0

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ